Реформа пенсионной системы и демографическая проблема (Часть 1)
Власов А.В., канд. экон. наук
Реформа пенсионной системы и демографическая проблема
В наше время государственная пенсионная система является неотъемлемой частью современного общества. Она, по мнению большинства населения, символизирует прогресс и высокий уровень развития, являясь неотъемлемой частью социального государства. Все развитые страны имеют государственную пенсионную систему. Однако триумф данного достижения социального прогресса омрачняется целым рядом проблем, например ухудшением демографической ситуации, выражающееся в сокращении количества работающего населения, увеличения количества пенсионеров и проблемой финансовой стабильности пенсионных фондов. При анализе текущего состояния пенсионной системы ухудшение демографической ситуации рассматривается как внешняя по отношению к системе тенденция, которая в свою очередь определяется множеством факторов никак не связанных с самой пенсионной системой, т.е. медицинскими, культурными, моральными и другими причинами. Таким образом, анализ причин падения рождаемости, являющейся первопричиной демографической проблемы, проводится не при помощи методологического аппарата экономической теории, а отдается на откуп другим социальным и естественным наукам: социологии, психологии, медицине и др. Вместе с тем, представляется, что только экономическая теория может по меньшей мере внести значительный вклад в решение данной проблемы, поскольку складывающийся уровень рождаемости есть результат целенаправленных действий индивидов. Методологический аппарат экономической науки возможно применить к любой человеческой деятельности, разделив ее на цели и средства. Однако при анализе демографической проблемы экономисты смотрят лишь в сторону государственной политики, способной, по их мнению, решить данную проблему. Оправдания дополнительных мер государственной политики стимулирования рождаемости, безусловно, находят поддержку среди чиновников. Но способны ли эти меры действительно решить проблему? Первым шагом к решению проблемы является выяснение причин, сформировавших сложившуюся ситуацию. Вероятность решить проблему без выяснения её причин крайне низкая. В данной статье проводится анализ причин ухудшения демографической ситуации в России во взаимосвязи с существующей пенсионной системой, а также возможных путях её реформирования для решения сложившихся проблем. Действовавшая в СССР пенсионная система, была основана на перераспределительным принципе солидарности поколений. В такой системе взносы работающего населения направляются в общий фонд, из которого они перераспределяются лицам, достигшим пенсионного возраста. Взносы не являлись добровольными: их оплата становится обязанностью. Система основывается на насилии и лишает человека возможности выбора. Возникновение права на получение пенсии обусловлено достижением определенного возраста и трудового стажа. Источником выплат является следующее поколение, достигшее трудоспособного возраста и платящее взносы. Очевидно, что в такой системе возникновение права на получение пенсий никак не связано с источником выплат. Предполагалось, что наличие пенсионной системы никак не влияет на формирование источника. Удивительно, что никто из видных экономистов того времени не обратил внимания на тот механизм саморазрушения общества, который закладывает данный способ организации пенсионной системы. Очевидно, что возможность получать блага (пенсию) без условия формирования источника ее получения (будущего поколения) запускает трагедию общедоступного ресурса. «Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод... В результате блага не будут производиться»[1][1]. Этот вывод применим и к воспроизводству человеческого капитала. Пенсионная система заменила собой механизмы, которые веками обеспечивал существования индивида в старости и сохранение численности общества в целом – семью и воспроизводство детей. Однако механизм саморазрушения перераспределительной пенсионной системы и общества начал действовать не сразу. Изменение стереотипов поведения не может произойти мгновенно. Точно также, как и любой другой экономический стимул дает результаты только через определенный промежуток времени (лаг). В данном случае на изменение поведения и приоритетов людям необходимо длительное время. Именно поэтому длительное время государственная перераспределительная пенсионная система не испытывала проблем. Пенсионная система Германии, ставшая первой пенсионной системой в мире, сформировалась в 1884 года. В настоящее время уровень рождаемости в Германии самый низкий в Европе (1,3 ребенка на 1 женщину). «В Германии падение рождаемости — это не новость, процесс начался в шестидесятые годы, а с 1975 года уровень рождаемости был стабильно ниже 1,5»[2][2]. Можно сделать вывод, что на дестабилизацию общества потребовалось порядка70 лет. В СССР пенсии появились значительно позже и вводились поэтапно. «В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м - для старых большевиков, в 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих»[3][3]. Пенсии для колхозников появились только в 1956 году. С демографическими проблемами страна столкнулась в начале 90-х годов XX века, т.е. также примерно через 60-70 лет после начала формирования пенсионной системы. Фактом, подтверждающим влияние создания пенсионной системы на демографическую ситуацию, является динамика показателя фертильности, которая начала резко снижаться непосредственно после начала формирования пенсионной системы и достигло максимума после распространения ее на всё общество.
Рождаемость в России (детей за всю жизнь женщины)
Другим подтверждением того, что действия людей являются настолько «практичными» в данном вопросе является то, что все страны, имеющие низкую рождаемость, имеют также и пенсионные системы: страны Европы, США, Канада. С другой стороны, страны, не имеющие пенсионной системы доступной всем жителям, не испытывают проблем с рождаемостью. Примером может служить Китай и Индия. Таким образом, связь между пенсионной системой и демографическими проблемами имеет как теоретические основы (эффект безбилетника), так и может быть подтверждена фактами. Первой и главной проблемой пенсионной системы России является именно этот механизм саморазрушения (депопуляции), заложенный в ней. Несмотря на то, что источником пенсии является будущее поколение, в России пенсии никак не связаны с количество детей, воспитанных гражданином. Дискуссия по проблемам пенсионной системы ведется главным образом через призму уровня пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров и финансовой устойчивости самой системы в целом. «Сама проведенная пенсионная реформа не решает главной задачи — счастья и благополучия пенсионеров» [5][5]. Уровень пенсий является специфической проблемой, присущей только государственной перераспределительной пенсионной системе: раз размер пенсий зависит от того, сколько можно «вытребовать», действия заинтересованных людей будут направляться в этом направлении. Даже в рамках накопительной пенсионной системы подобная постановка проблемы невозможна, поскольку она построена по принципу индивидуальных накоплений. Пенсия человека зависит от его индивидуальных накоплений. Считается, что одной из проблем пенсионной системы России является низкий уровень пенсий. Для характеристики относительной величины пенсии обычно используют так называемый коэффициент замещения, т.е. отношение средней пенсии к средней заработной плате. Однако обоснование того, какой уровень данного соотношения является оптимальным, по сути дела, отсутствует. «Международная организация труда (МОТ) в качестве целевого ориентира рекомендует поддержание индекса замещения на уровне не ниже 40%»[6][6]. По расчетам некоторых экспертов в нашей стране данный коэффициент в 2009 году составил 28,7%[7][7], в то время как «в Австрии, Италии, Португалии он достигает 80% средней заработной платы, в Германии и Франции – 50–60%, в США – 40–50% и в Японии – более 30%»[8][8]. Однако эти данные говорят лишь о том, что в различных странах значение коэффициента замещения существенно отличается. Сравнение коэффициента замещения в России с другими странами (аргумент часто используемый различными популистами и политиками) не может быть критерием в данном вопросе. Другим способом обоснования низкого уровня пенсий в России является его сравнение с прожиточным минимумом. Данный подход, по сути, основан на определении минимальных потребностей. Он является неприемлемым, поскольку с точки зрения науки потребности безграничны, и определение какого-либо минимального уровня будет всегда субъективным. Невозможно обосновать минимальный уровень потребностей. Кроме этого, непонятно почему именно минимальный уровень (или отношение к нему) должно быть ориентиром. Важным также является то, что в данном подходе не учитываются потребности и уровень доходов остальной части общества. Единственным способом определения относительного уровня пенсионного обеспечения является сравнение денежных доходов пенсионера и денежных доходов работающего человека с учетом численности его семьи. Расчет коэффициента замещения производится делением среднего размера назначенной пенсии к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате. Однако в России заработная плата облагается подоходным налогом, в то время как пенсии нет. В силу этого сравнение данных показателей возможно только лишь после уменьшения размера заработной платы на величину подоходного налога. С учетом этого, на основании данных Федеральной службы государственной статистики РФ произведен расчет коэффициентов замещения. [9][1] Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991. С.449. http://libertarium.ru/lib_thinking_14 [10][2] Убальдо Виллани-Лубелли. Европа и демографический спад. http://inosmi.ru/europe/20111114/177497134.html [11][3] Кречетников А. Пенсия: от монаршей милости к естественному праву. http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/09/100831_pensions_history.shtml [12][4] Акпаров В. Презентация предложения по созданию национального проекта по демографии. http://akparov.ru/node/269 [13][5] Соловьев А. Пенсионное обеспечение: альтернативные модели и перспективы. http://www.dmitrieva.org/id192 [14][6] Гурвич Е. Перспективы Российской пенсионной системы. Вопросы экономики. 2007. №9. http://www.eeg.ru/downloads/PUBLICATIONS/SCIENTIFIC/190907-1.pdf [15][7] Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности //Вопросы экономики. 2010. №4 http://www.dmitrieva.org/files/pub_perehod.doc [16][8] Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности //Вопросы экономики. 2010. №4 http://www.dmitrieva.org/files/pub_perehod.doc Реформа пенсионной системы и демографическая проблема (Часть 2)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[31][1] Официальные данные Госкомстата РФ
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/06-15.htm
[32][2] Официальные данные Госкомстата РФ
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/zrpl-v.doc
[33][3] Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. М., 2000. http://www.libertarium.ru/humanact406
[34][4] Кувшинова О. Пенсионная система России превращается в классическую финансовую пирамиду. http://www.vedomosti.ru/finance/news/1533815/lovushka_starosti
[35][5] Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности //Вопросы экономики. 2010. №4 http://www.dmitrieva.org/files/pub_perehod.doc
[36][6] Там же.
[37][7] Акпаров В. О пенсионном возрасте в России. http://akparov.ru/pensvozrast
Реформа пенсионной системы и демографическая проблема (Часть 3)
По мнению Г. Стерлигова данная система будет иметь значительные преимущества перед накопительной: 1.Рост рождаемости. 2.Укрепление института семьи. 3.Отсутствие необходимости повышать пенсионный возраст. 4. Неподверженность инфляции пенсионных накоплений. 5. Влияние родителей на отказ от «серых» зарплат детей[38][1]. Также необходимо добавить и другие значительные преимущества пенсионной системы, построенной на данных принципах. Во-первых, это отсутствие проблемы пенсионного возраста. Поскольку выплаты пенсионных взносов могут начать поступать после начала трудовой деятельности человека. Пенсионные выплаты непосредственно связаны с началом трудовой деятельности человека. Во-вторых, отсутствует проблема уровня пенсий. Он зависит от количества детей и уровня их доходов. Таким образом, сохраняется высокий уровень индивидуальной ответственности человека как за своё будущее, так и за будущее последующего поколения.
Расчет размера пенсии в зависимости от количества детей
Расчеты показывают, что обеспечение достаточного уровня пенсионного обеспечения (30%) возможно уже в случае наличия у супругов трех детей, достигших трудоспособного возраста, и пенсионных взносов в размере 20% от заработной платы. Транзитная пенсионная система способна обеспечить уровень пенсионного пенсий, соответствующий рекомендациям Международной организации труда. В-третьих, сам процесс определения размеров и выплат пенсий становится прозрачным и полностью подконтрольным обществу. В-четвертых, при данном подходе сглаживается «проблема двойного бремени», возникающая в процессе перехода от перераспределительной пенсионной системы к накопительной. В-пятых, это существенная оптимизация аппарата государственного управления. Поскольку перечисление средств может осуществляться непосредственно от детей к родителям, существование громоздкой системы государственного пенсионного фонда не требуется. Процесс перехода к пенсионной системе, основанной на вышеуказанных принципах, ставит вопрос о пенсионном обеспечении сегодняшних бездетных пенсионеров. Здесь возможны различные варианты. Одним из них является частичное сохранение перераспределительной системы. Другим - финансирование пенсий бездетным пенсионерам из других источников (например, государственного бюджета). Однако эти проблемы имеют четко определенные временные рамки, поэтому, их можно назвать проблемами переходного периода. Другой проблемой является противодействие реформе пенсионной системы со стороны государственно-чиновничьего аппарата. Данная группа наиболее заинтересована в перераспределительной пенсионной системе. Это и неудивительно, ведь она, с одной стороны, позволяет абсолютно бесконтрольно перераспределять в свою пользу значительные финансовые ресурсы. С другой стороны, в сложившихся условиях, пенсионная система является главным инструментом политического манипулирования пенсионерами. Чиновникам крайне выгодна абсолютная материальная зависимость значительной части населения от их решений. Это позволяет им посредством демократического механизма получить в свои руки возможность эксплуатировать трудоспособное население, в конечном счете, уничтожая общество. С другой стороны, реформирование пенсионной системы затрагивает интересы финансово-банковских структур. Эти структуры также заинтересованы в существующих механизмах пенсионной системы, предусматривающих формирование значительных фондов, которые, в конечном счете, хранятся на счетах банков или попадают в распоряжение инвестиционных компаний. В большей степени эти институты, заинтересованы в формировании пенсионной системы на накопительных принципах. Эта система, поистине, является для них «золотым дном», позволяющим на многие десятилетия обеспечить постоянный приток денежных средств, управление которыми обеспечит стабильные доходы вне всякой связи с эффективностью их управления. Текущая ситуация с реформой пенсионной системы характеризуется борьбой между сторонниками перераспределительной системы и накопительной. Сторонниками перераспределительной системы являются, как правило, государственные чиновники. В накопительной системе заинтересованы банковские структуры. В транзитной же пенсионной системе не заинтересована ни одна из этих групп. Данная система выгодна обществу в целом и лишает вышеуказанные группы той власти, которой они сейчас обладают. Именно поэтому обсуждение пенсионной реформы происходит лишь в контексте выбора между перераспределительной системой и накопительной. Как сохранение перераспределительной, так и переход к накопительной пенсионной системе будет способствовать лишь дальнейшей деградации страны. Обе эти системы отрицают реальность и игнорируют достижения экономической науки. Отрицание реальности отражается в игнорировании того факта, что для существования общества необходимо постоянное воспроизводство его членов, которое не может осуществляться без затрат материальных ресурсов. Этот процесс не будет происходить сам по себе. Для его непрерывности необходима как минимум компенсация понесенных затрат. Невозможность компенсации затрат приводит к остановке любого производства. Расширение производства будет происходить только в случае прибыльности данного вида деятельности. Существующие пенсионные системы полностью разрывают связь между затратами на воспитание детей конкретной семьей и последующую отдачу в виде пенсий. «Дети убыточны. Инвестиции в детей не приносят прибыли, поэтому их и нет»[39][2]. Перераспределительная и накопительная пенсионные системы отрицают целый ряд положений экономической науки: 1. «Стимулы влияют на наше поведение практически везде, будь то коммерческая деятельность, ведение домашнего хозяйства или политические решения»[40][3]. Современная пенсионная система посылает людям следующие стимулы: 1) как можно раньше выйти на пенсию (чем раньше выйдешь тем больше получишь); 2) как можно больше работать (чем больше заработная плата, тем выше пенсия); 3) минимизировать затраты, связанные с содержанием семьи (вплоть до нулевых). 2. Отрицание проблемы общедоступного ресурса, которым в данном случае становится каждое последующее поколение. Каждый член общества, достигший пенсионного возраста, посредством механизма государственного принуждения требует от следующего поколения удовлетворения своих потребностей. И все это происходит без учета права на такое требование, которое может быть обусловлено только личным вкладом в формирование последующего поколения. Неудивительно, что население снижается. В заключении необходимо отметить, что транзитная пенсионная система в полной мере соответствует принципам свободного общества и рыночной экономики. Она полностью соответствует моральным принципам общества. Нельзя согласится с точкой зрения, состоящей в том, что «пенсионная система должна базироваться на солидарно-распределительном принципе, наиболее справедливом для российского общества, учитывая религиозно-нравственную основу, определяющую отношение к семье, к родителям и прародителям»[41][4]. Каждый человек обязан позаботиться о лицах его воспитавших. Каждый человек появился и вырос только благодаря их усилиям и затратам ресурсов. Однако из этого никоим образом не следует, что каждый, достигший пенсионного возраста имеет моральное право требовать от всех и каждого члена общества, а не только от своих детей, удовлетворения своих потребностей. Такой моральный принцип в истории человечества никогда не существовал. Это всего лишь выдумки отдельных ученых. Общество было одной большой семьей только на заре появления человека – при первобытно-общинном строе. Только формирование государственной пенсионной системы использующей насилие создало такой «принцип», заключающий исключительно в ничем не обусловленной (не считая безграничных потребностей конечно) эксплуатации одной организованной группы общества других. С моральной точки зрения, солидарно-распределительный принцип есть насилие обусловленное потребностью, т.е. грабеж. Тот факт, что в современном обществе подобные отношения в рамках распределительной пенсионной системы узаконены, не может изменить моральную сторону вопроса. Вряд ли можно считать систему, построенную на подобном принципе нравственной. Транзитная пенсионная система не основана перераспределении ресурсов от одной общественной группы к другой. Она предусматривает насилие лишь в отношении отдельных индивидов в случаях уклонения от исполнения своих обязательств перед лицами, его воспитавшими, т.е. ситуации, которая с точки зрения экономической науки описывается такими понятиями как моральный риск и постконтрактный оппортунизм. За исключением обязанности отдать должное воспитавшим человека лицам, транзитная система не указывает человеку конкретных путей. Каждый сам волен выбирать свой способ существования в будущем: за счет накоплений или семьи. |
-
- Акпаров В. Презентация предложения по созданию национального проекта по демографии. http://akparov.ru/node/269
- Акпаров В. О пенсионном возрасте в России. http://akparov.ru/pensvozrast
- Акпаров В. Открытое письмо президенту РФ. http://akparov.ru/pismopresidentu
- Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности //Вопросы экономики. 2010. №4 http://www.dmitrieva.org/files/pub_perehod.doc
- Римашевская Н.М. Социальные стратегии развития России. http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash2.htm
[42][1] Стерлигов Г. Создание пенсионного фонда нового типа — транзитного. http://www.sterligoff.ru/drupal/node/23
[43][2] Акпаров В. Открытое письмо президенту РФ. http://akparov.ru/pismopresidentu
[44][3] Азбука экономики, Строуп Р., Гвартни Дж. http://www.trader-lib.ru/books/484/1.html#1
[45][4] Римашевская Н.М. Социальные стратегии развития России. http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash2.htm
[1][1] Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991. С.449. |
[2][2] Убальдо Виллани-Лубелли. Европа и демографический спад. http://inosmi.ru/europe/20111114/177497134.html |
[3][3] Кречетников А. Пенсия: от монаршей милости к естественному праву. http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/09/100831_pensions_history.shtml |
[4][4] Акпаров В. Презентация предложения по созданию национального проекта по демографии. http://akparov.ru/node/269 |
[5][5] Соловьев А. Пенсионное обеспечение: альтернативные модели и перспективы. |
[6][6] Гурвич Е. Перспективы Российской пенсионной системы. Вопросы экономики. 2007. №9. http://www.eeg.ru/downloads/PUBLICATIONS/SCIENTIFIC/190907-1.pdf |
[7][7] Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности //Вопросы экономики. 2010. №4 http://www.dmitrieva.org/files/pub_perehod.doc |
[8][8] Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности //Вопросы экономики. 2010. №4 http://www.dmitrieva.org/files/pub_perehod.doc |