Хорошо помню время, когда выехать из СССР за границу можно было только по большому блату. По заграничным городам наши ученые и специалисты ходили тройками, и по крайней мере один из тройки был стукачом – писал отчет в компетентные органы. Перед поездкой надо было пройти собеседование в парткоме. Я такое собеседование не прошел – не знал, что в ГДР уже десять лет правит не Вальтер Ульбрихт, а Хоннекер, и в результате остался без поездки в демократическую Германию. Очень об этом жалею, теперь туда не съездишь.
Потом началась перестройка, и народ валом поехал работать в западные институты. Каким шумным был Кардиоцентр до того, сколько народа заполняло лаборатории, коридоры, библиотеку, столовую до перестройки, и как он опустел сейчас. Можно полчаса ходить по зданию, и наткнешься только на какого-нибудь электрика. Пустота и покой в ИНЭОСе, ИОХе, Биорганике.
Уехали самые лучшие, самые успешные. Приезжая на зарубежные конференции, коллеги часто видят зал, заполненный одними русскими. Теперь они представляют институты США. Уехало около ста тысяч. Если бы Штаты готовили их сами, им пришлось бы потратить триллион долларов. В нашей стране в связи с утечкой мозгов закрылись целые научные направления. Некому учить молодежь. В лабораториях все еще трудятся пенсионеры, но смены им нет. Из-за плохой демографической ситуации в России число учащихся вообще уменьшается, уменьшается и число людей, желающих работать в науке. Многие аспиранты начинают работать на фирмах уже на первом году аспирантуры, а на последнем году от всего потока может остаться десятая часть.
Как бороться с утечкой мозгов, когда там платят по 5000 долларов, а у нас по 300-500 долларов за работу в худших условиях? Можно воспользоваться опытом Китая, который для вернувшихся ученых установил зарплату выше, чем в США. Или опыт Петра Великого, который умудрился раздобыть для Академии наук таких ученых, как Эйлер. Это наиболее прямой путь. Но тут нужны деньги, а деньги – это такая материя, которой хронически ни на что не хватает.
Есть и такой выход, как перевод высшего образования на контрактную основу. В контракте может быть указано, что получение бесплатного высшего образования подразумевает, что специалист своей работой на Родине должен вернуть затраченные на его образование деньги. Тогда, имея контрактные обязательства, специалист не сможет уехать за рубеж. Это своего рода подписка о невыезде.
Конечно, истинные патриоты остаются в России и никуда не уезжают. Но как воспитать патриотизм у молодежи? Вряд ли в этом поможет забюрократизированная программа воспитания патриотизма. Как известно, Родина начинается с семьи, с родителей. Надо сделать так, чтобы родители, желая своему ребенку лучшей доли, не посылали его в заморские страны с молочными реками и кисельными берегами. Но как убедить родителей, что патриотизм молодёжи выгоден им самим?
Для этого надо, чтобы благосостояние родителей зависело от зарплаты детей в своей стране, а не за рубежом. Если будет проведена пенсионная реформа и пенсия будет начисляться из зарплаты собственных детей, их отъезд за рубеж ударит по карману родителей. Они просто останутся без пенсии. Вот тогда-то их голос о долге молодежи перед родиной будет звучать постоянно, громко и искренне.