Проект пенсионной реформы Валерия Акпарова

Вход на сайт

теория Гумилева: где мы находимся?

15 posts / 0 новое
Последнее сообщение
наталья гончарова
теория Гумилева: где мы находимся?

Теория Гумилева

 Чтоб понять, куда мы идем и какие у нас есть шансы, надо знать, откуда мы пришли — тогда будет виден путь. Ключ к этому дает теория этногенеза Гумилева. Коротко, она такова: любая нация (этнос) переживает цикл возникновения, самоосознания, формирования, зрелости и , наконец, старости и смерти. Вначале некая популяция получает «пассионарный толчок» - по каким-то причинам в ней рождается большое количество людей «пассионарных» - одержимых идеями, готовых претворять их в жизнь, не стоя за ценой . Вовлекая всех прочих в свои начинания, они и образуют новую нацию, а затем и государство. Начальный период продолжается около 300 лет, в течение которых пассионарность растет. Потом наступает следующая фаза — акматическая, или «перегрев», когда пассионарность в нации настолько высока, что приводит к конфликтам, часто очень кровавым. Эта фаза тоже длится около 300 лет. Т.к. Пассионарии между собой договориться не могут, то этот период характерен войнами, бунтами, и раздробленностью типа феодальной.  Льется много крови, в основном, пассионарной. Соответственно, пассионариев становится меньше, и тут наступает надлом — люди хотят спокойной жизни. Фаза надлома опасна, нация даже может погибнуть под ударами какого-нибудь врага. Но если переживает эту фазу — то начинается «золотая осень».  Жизнь в централизованном государстве становится более или менее безопасной, расцветают ремесла, науки и искусства. Этот период может длиться от 600 до 900 лет. Таким образом, срок жизни любой нации — от 1200 до 1500 лет. Но количество пассионариев все время уменьшается, т.к., отдавая себя своему делу, они склонны погибать раньше и  иметь меньше детей. Наконец наступает время, когда их число становится гораздо меньше, чем субпассионариев — людей  ленивых и трусливых, но жадных и наглых , а главное - беспринципных. Тогда наступает обскурация, время распада нации. Если нация каким-то образом пережила обскурацию и не погибла, она впадает в гомеостаз — то, что мы называем традиционным обществом.

Также, Гумилев выделяет 3 типа людей: пассионарии — люди идейные, способные ради идеи на большие усилия и жертвы, гармоники — люди, которые хотят «жить нормально, чтоб работа была, чтоб зарплата», и субпассионарии — люди ленивые и подлые, умеющие только разрушать, чей девиз: «дают — бери, бьют — беги».

 Такова вкратце (очень вкратце) теория Гумилева.

 Извиняюсь за ликбез, но, может быть, кто-то не знал, ведь ни в нашей 11-классной школе, ни в университетах его не проходят. Споры вокруг русской нации как начались с момента опубликования этой теории, так и не умолкают. Мы все норовим втиснуть русских в эту красивую и простую, как все гениальное, схему. В основном споры ведутся о том, с какого момета считать начало русских — с Киевской Руси или с Московской. Если с Киевской, то получается, что мы уже одной ногой в обскурации, а если с Московской — тогде-то в надломе . Для современников-то хрен редьки не слаще, но для будущего имеет огромное значение.

 Но никак русские не влезают в эту схему. Как ни подтягивай тут, ни ужимай там — то хвост вылезет, то нос. А я предлагаю несколько иной способ — сначала попытаться посмотреть — а как было на самом деле?, а уж потом приложить к этому теорию Гумилева, не забывая, что реальная жизнь может не вполне соответствовать схеме, как и реальное дерево не всегда соответствует картинке из учебника.

наталья гончарова
Применительно к России

                                    
В наши задачи сейчас не входит укладывание России в вышеприведенную красивую схему. Сама я считаю, что теория , ставящая начало в Московскую Русь — грандиозная мистификация Гумилева, но мы сейчас сосредоточимся не на этом, а на коротком, относительно коротком отрезке времени — с середины  XIX века до наших дней. Отрезок этот нам хорошо известен и является родным, естественным для нас. Русский народ веками славился не своей вспыльчивостью, а своим долготерпением — добродетель скорее гармоников, а не пассионариев.  Приверженцы начала в Московской Руси обычно говорят, что мы находимся в стадии надлома, и начало этого надлома располагают как раз где-то в середине-конце XIX века. (По Гумилеву, надлом наступает при резком падении пассионарности, когда большинство людей, в основном гармоников, хотят просто спокойной жизни, а не идейного горения. Тогда же меняется доминанта нации. Период надлома опасен — нация может и погибнуть.)  Приходится даже читать примерно следующее: « Россия в середине XIX века переживала снижение пассионарности, но она была ещё достаточной для попытки осуществления мессианских идей». Это все равно что сказать, что талант у Леонардо да Винчи, конечно, так себе, небольшой, но достаточный для создания гениальных произведений. Чтоб так говорить, надо утерять всякое чувство реальности.
 Падение пассионарности в середине XIX века? Все эти юноши, идущие в народ, все эти девушки, идущие в цареубийцы, эта  высокоморальная интеллигенция, все эти бомбисты, народники, толстовцы, эсеры, кадеты, большевики, меньшевики, все эти простолюдины, готовые умереть за идеалы коммунизма, о которых они вчера услышали, все эти верные бойцы коммунизма, этот массовый героизм во время войны, эти трудовые подвиги во время и после — это падение пассионарности? Тогда я уже и не знаю, что такое подъем.
 Нет, в реальности к середине XIX века Россия подошла в необыкновенно высоким уровнем пассионарности.  Вследствие чего он наступил — вопрос второй, и он остается открытым.
После этого, в точности по Гумилеву, наступила резня. Гумилев считает пассионарность генетическим, рецессивным признаком, и в этом я с ним согласна.  Чтоб вывести из популяции признак пассионарности полностью, надо и всего-то вырезать всех пассионариев в течение 3 поколений. У нас, начиная с 1914 года и по 1945 кровопролитие было страшное, и погибли почти полностью 2 поколения мужчин, причем в первую очередь погибали лучшие. Первое поколение гибло в I Мировую и гражданскую. Кого недорезали — добивали в 37. К 1941 пришло следующее поколение, и оно почти полностью погибло на фронтах. Т.о., истреблено 2 поколения пасстонариев, и после этого Россия непременно должна была оказаться в трудном положении, и запросить спокойной жизни — и это произошло — в 70-е. Теперь, оглядываясь, мы можем ясно видеть эволюцию пассионарности, которая незаметна была современникам. Опишу же её по десятилетиям.
 

наталья гончарова
Первое поколение, где погоду делали обскуранты

Первое поколение обскурантов

Начало. 70-е

Тогда в силу вступило поколение , рожденное в конце 40-ых-50-е, т.е. От того, что осталось после войны — от самых слабых, трусливых и подлых. (Не все, разумеется , были таковы, но процент гораздо больший, чем обычно). Страна захотела спокойной жизни — и это не просто усталость после войны — ведь было и поколение 60-десятников ( рожденных в 30-е-40-е), которые такой усталости не испытавали .

 Но поколение 70-ых уже в основном состояло из гармоников (что само по себе нормально), которым в застойные времена как раз было , как теперь говорят, комфортно — именно комфортно. «То было не время застоя, то было время стабильности» - до сих пор с сожалением вспоминают они. Одновременно,  Брежнев нефтяными деньгами (Большая нефть пошла именно при нем) начал так благодетельствовать народ ( повысились зарплаты, пенсии — до этого средняя пенсия составляла 45-55 рублей, а при позднем Брежневе — 100 — 120, до 132, сильно возросла покупательная способность, а главное — как-то потерялся смысл труда — работать можно было спустя рукава — все равно платили, уволить не могли никого, безработицы-то не было, медицина и образование совершенно бесплатно, люди их и не ценили поэтому, а с алкашами вообще носились как с писаными торбами — на собраниях их журили, коллектив их исправлял, брал на поруки, в пансионатах их лечили, к женам возвращали, и из квартир не выселяли — это лишь беглый, неполный перечень благодеяний),  что создал тепличные условия для мощного произрастания субпассионариев — пофигистов и халявщиков — и уж они-то разрослись пышным цветом.

Разумеется, не все были таковы — но, как оказалось, именно они определили путь нашей страны. Сказано: по делам их узнаете их. Какие же дела совершили горластые субпассионарии в застойные времена? Гумилев говорит, что, при определенных благоприятных условиях (застой)  субпассионарии интенсивно размножаются и навязывают свою мораль. Создают мощный психологический императив : «Будь таким, как я!».

Как же изменилась мораль в застойные годы?  Что стало казаться умным, а что глупым?  Глупым стало казаться быть энтузиастом (до этого, представьте себе , было не так), делать что-либо задаром, вносить рацпредложения, ехать куда-то за туманом, а не за деньгами... Дальше — больше . Стало глупым быть простым советским инженером, учителем, тем более — библиотекарем. Глупо выходить на субботник и красить парты в классе.

Изменилась как-то незаметно и сама психологическая доминанта. Вспомните, что объявлялось в 70-е преимуществами социализма? Уверенность в завтрашнем дне, высокие пенсии, самая низкая квартплата в мире, бесплатные образование и медицина — т.е. блага материальные — вместо прежних свободы, равенства и братства, единства народа, права «гореть на работе» - благ духовных.

 Разумеется, психологическая доминанта не могла измениться сразу — оставались ещё живые реликвии — люди из прошлого. Этот старенький врач, который возится с каждым больным, навещая и временами сам покупая лекарства, эта бабушка, которая со всеми детьми во дворе здоровается по-французски — а вдруг кто-то запомнит, кто-то захочет учиться - , эти учительницы, после уроков подтягивающие отстаюших и дополнительно занимающиеся с талантливыми — бесплатно, разумеется, эти старички, сооружающие во дворе скамеечки и турники — для всех... Но постепенно и они уходили, заменяясь «умными» обскурантами.

наталья гончарова
середина 80-е

 
 
 
  Середина. 80-е
Глупо стало жениться рано, да и жениться вообще. Глупо сохранять невинность до свадьбы, и верность — после. Глупо иметь много детей, а потом и  - вообще иметь детей — ведь будет же пенсия, государство все равно все оплатит. Совершилась тихая сексуальная революция, о которой не писали в газетах. Напомню, что преувеличенный, несоразмерный интерес к сексу — примета времен упадка.
Теперь, оглядываясь назад, мы можем ясно видеть,что интеллигенция к этому веремени сменила свой знак и цвет на противоположный. Если признаками интеллигенции 19 века были горение (пассионарность), совесть (идеалы) и любовь к своему народу , то признаками псевдо интеллигенции 80-ых годов 20 века стали гниение (субпассионарность), бессовестность( непонимание, что у кого-то могут быть какие-то вообще идеи и идеалы), и ненависть к своему народу и к «этой стране». Помните, должно быть, что именно так называли они Россию — само название было им настолько отвратительно, что не шло изо рта. Повторюсь -  не все были таковы, но , оказывается, именно это субпассионарное течение возобладало).
 В начале 80-ых обскуранты оформились и как-то приобрели свою идею и своих кумиров. Среди них ходили какие-то свои поветрия, они читали свои книги и смотрели свои фильмы. Фильмы эти были понятны только им , простой человек (гармоник), посмотрев их, не понимал — а чем тут восторгаться? Невдомек же им было, что вызывает восторг у субпассионария — тогда и слова такого не знали.
Один из таких фильмов стал их знаменем. Правильней его было бы назвать
                     «Супержлоб»,
но нам он известен под названием «Собачье сердце». В фильме выведен некий профессор, светило медицины, делающий сложные операции и вступающий в конфликт с противной Советской властью, т.к. она хочет выселить его из 8 комнат, оставив только 5.  Всегда восхищалась талантом Евстигнеева, его даром перевоплощения — на уровне подсознания, инстинкта. Так и тут — ему , должно быть, предписано было сыграть светильник мысли и судью советской глупости — а он, на уровне инстинкта, сыграл то, что есть — Супержлоба.
 Профессор Преображенский не поступится ни одним квадратным метром, плевать ему что люди ютятся по 3 семьи в одной комнате, с малыми детьми, больными бабушками и ранеными фронтовиками , что кто-то спит на раскладушке в продуваемом корридоре -  «Я живу — и РАБОТАЮ — в 8 комнатах» - гордо объявляет он.
 А что , другие люди не работают? Нет, не так — они просто не люди в его глазах. Резанул глаз (но только не нашего псевдоинтеллигента)  момент, когда профессор , попивая вино из хрустального бокала, поучает своего ассистента, к какому вину какая закуска подходит, и вдруг — ужас, ужас! - слышится пение. Это жильцы организовали хоровой кружок и после работы собираются, чтобы попеть, и слышно, что поют хорошо — но как гневается Преображенский — как будто они имеют наглость поступать не по чину  - «вот, поют, а лучше бы унитазы прочищали, разруха в головах, а не в стране». Интересно, какой категории населения отказывалось в праве петь? Даже крепостным на Руси петь все-таки дозволялось. Вот разве что пленным в концлагере — но немцы их за людей не считали — так же, как и профессор Преображенский.
А ведь ещё на рубеже веков было не так. Вересаев описывает  случай, когда один врач отказал больному, не могущему заплатить за лечение — и об этом стало известно! Какая дискуссия разгорелась — да как возможно отказать — ведь это святое дело — лечить людей !  Бедного врача настолько затравили, что те же интеллигенты вынуждены были вступаться за него, объясняя, что и врачу необходимо есть.
 Был знаменитый врач Гааз, который вообще всех бедных больных лечил бесплатно — но с богатых при этом брал большие деньги. Известен случай из жизни Гааза: как-то раз, поздно вечером, торопился он к больному — и на него напали разбойники, они хотели снять с него шубу. Гааз шубы отдавать не хотел, он просил : «Мне бы до больного дойти, тут недалеко, а там уж забирайте...», как вдруг один бандит бросился на колени, причитая : «Благодетель ты наш, отец!» Он узнал Гааза — ведь тот каждое воскресенье ходил в разные лазареты, госпиталя, тюрьмы, приюты, разнося больным гостинцы. И не какие-нибудь дешевые калачи, а что-нибудь диковинное , вроде апельсинов или хорошей рыбы — чтоб больной выздоравливал.
Интересно, как наши псевдоинтеллигенты не заметили, что вокруг профессора Преображенского ( в отличие от Гааза) — пустота. Не стучатся к нему соседи с просьбами «что-нибудь от головы», или с жалобами «опять ногу скрутило», не здороваются на улице вылеченные им люди, не сидят у него в приемной бедные больные, держа на коленях узелки с разной снедью — кто чем может — ходят только богатенькие дамы, желающие омолодиться, нет у него ни жены, ни детей, не захаживают и не наезжают родственники, и даже писем не пишут, не заглядывают коллеги за советом или со своими трудностями — пустота, пустота.  Да нет, заметили — но как раз эту пустоту посчитали признаком ума — а то понаедут... Есть у него, правда, ассистент — но самый недалекий и раболепный из всех возможных. Наверное, именно такой и по вкусу Преображенского, а может, те, кто поживее и поталатнтливей, и сами к нему не пошли — удушит.
 Современнику непонятно было — а чем это они так восторгаются? Они просто пожимали плечами, а оказывается, это было явление — смена доминанты.
  Так незаметно сменился цвет времени, сменился идеал — от святого Гааза через доброго доктора Айболита-66, к пластическому хирургу, к Супержлобу.
 И до сих пор престарелые псевдоинтеллигенты кидают в нас цитатами из того фильма, типа « Мы не любим Шариковых», или «разруха в головах, а не в стране», уверенные, что возразить никто не осмелится — ведь это сказал сам Супержлоб. (Кстати, в их время это именно так и было — попробовали бы вы сказать что-нибудь против вышеозначенного профессора — вас ждал бойкот и остракизм).
 

наталья гончарова
Перестройка

Перестройку приветствовали все, но — по разным причинам. Первая примета Перестройки — кооперативы (помните такое слово?). Если в 60-е предвкушали, как «нам электричество сделать все сумеет», то в 80-е такие же надежды возлагались на кооперативы. Думалось — вот будет у нас конкуренция, рынок, вот всех лентяев мы повыгоним, а уж сами-то будем работать так работать — в полную силу, вот и расцветем, не можем не расцвести. Так думали гармоники, да и немногие пассионарии тоже. И пока они шли в кооперативы, по 12 часов в день строча джинсы,мебель и развозя грузы , а следовательно, были слишком заняты, чтоб теоретизировать— субпассионарии, которые к тому времени получили свой идеал (Супержлоба) и цель( стать пластическим хирургом, а лучше — рантье), и общую ненависть(к  «этой стране», к этому народу), - стали сначала шопотом, а потом все громче и громче излагать то, что они за все это время( за время своего существования, т.е. с 70-ых) надумали.

 А надумали они много чего : что Ленин не имел никакой идеи, а был только кровавый властолюбец( для людей, вообще не понимающих, что такое идея, это естественно), «да они там просто деньги пилили» - кричали они. Что коммунизм и фашизм — одно и тоже, и Великая Отечественная война — просто битва за власть 2 тиранов( уж они-то, умные не пошли бы биться). Что на нас никто и не собирается нападать, а наш военный бюджет — глупость( эх, разделить бы его между собой, между умными!). Что у нас «всю промышленность разрушили, все образование поуничтожили!» И ещё много чего другого.

 С кооперативами наши власти справились быстро — через пару лет от «этого безобразия» остались только жалкие воспоминания ( их задавили налогами), а вот с идеями справиться не смогли. Не нашлось в нации достаточно пассионариев, чтобы что-то им противопоставить.

 Тем более что критика всего советского была так соблазнительна и для тех, кто хотел перемен к лучшему. Попался и на эту удочку Гайдай — да, всеми любимый Гайдай — недавно прошел его фильм тех лет «Операция Кооперация», и невозможно без боли слушать залихватскую песню

 «Была эпоха, ей, ей!

   Порядок был, будь здоров!

   Пора фальшивых вождей

   И настоящих воров!»

И какие же вожди у нас фальшивые, и какие воры ужасные! Так жить нельзя! - хватались за голову режиссёры и снимали одноименные фильмы. (Теперь они что-то таких фильмов не снимают, видимо, так, как сейчас, по их разумению, жить можно).

 Тем более что и во власть пришло очень мощное субпассионарное течение.  Падкий на лесть Горбачев отдал все ни за понюх табаку — просто за то, что его гладили по головке. Старые зубры зубами и копытами боролись за паритет — лишь бы не было войны — но не таков был умненький Горбачев, который состояние мира воспринимал как закон природы. Рассказывают, пришел он как-то на одно из таких военных заседаний, послушал, послушал, да и говорит: « Э, какая разница сколько мы им отдадим, половину или четверть!»

Но и Горбачев был недостаточно субпассионарен для большинства во власти, он все-таки как-то сохранял Советский Союз, а им не терпелось его разрушить — и вот на его место, без всяких выборов — к чему эти формальности? - врывается «решительный мужик» Ельцин — и началось...

наталья гончарова
Апогей первого поколения обскурантов

 Апогей. 90-е

 Ельцин провозгласил: « А берите суверенитета, кто сколько сможет унести! А мне не жалко! А у меня ещё одна Россия есть!» Дальше последовала вакханалия разворовывания и бандитизма, известная у нас под названием «лихие 90-е» - как раз то, что доступно субпассионариям — они одержали верх. Но не те из них, что восторгались профессором Преображенским , этим Супержлобом, а те, которые плевать хотели на всех профессоров в мире, но обладали превосходным хватательным инстинктом.

Наш Великий Экономист Гайдар разрушил советскую промышленность — лишь бы никому не досталась.

 Псевдоинтеллигенты же продолжали генерировать идеи, одна другой разрушительней. Вот ещё одна их мулька тех времен — надо срочно ( не то опоздаем) уничтожить нашу космическую отрасль, чтобы накормить народ ( а то народ голодал). Как будто, если мы уничтожим одну из немногих конкурентоспособных отраслей, то сразу волшебным образом что-то возникнет. Вообще, это обшая для всех субпассионариев логика — надо что-нибудь разрушить, и тода по-волшебству, появится что-то новое ( сами не знают что). Сейчас такие же поборники рвутся уничтожить АвтоВАЗ ( тогда у нас волшебным образом появится развитая автомобильная промышленность) и вынести тело Ленина из Мавзолея (тогда наступит райская жизнь).

 Чего только не было разрушено — перечислять долго, да и вы сами это знаете.

наталья гончарова
Нулевые

2000-е:  гармоники у власти?

Страна катилась в пропасть — и тут опомнились гармоники. Срочно ушли они в отставку безумного уже Ельцина и поставили — да первого попавшегося — хуже не будет. И что же? Первый попавшийся Путин оказался очень толковым и волевым правителем — он удержал страну единой, и держит до сих пор, не сомневаюсь, тратя на это много усилий.  Субпассионарная , разрушительная струя очень и очень сильна. Наверху оказались гармоники и , как у всех гармоников, у них цель одна — чтобы все оставалось как есть. Но внизу царят субпассионарии — уже второе поколение.

   Вот 30 лет ( одно поколение ) субпассионариев: В 70-е они появились и размножились, в 80-е оформились и приобрели идеал, в 90-е — стали действовать в полную силу. И всего за десяток лет превратили страну из Супердержавы в сырьевой придаток. Эффективность страшная. Благодаря истреблению 2 поколений пассионариев с 1914 по 1945, не нашлось достаточно пассионарных людей, чтоб их остановить.

 Они же, в точности по Гумилеву, создали очень мощный психологический императив : « Будь таким, как я!»

 Что сейчас считается умным? Не жениться , тем более рано, не иметь детей, иметь много любовников, тем более любовниц, ещё умнее — на одну ночь,  жить      отдельно от родителей, не слушать их советов, все делать не то чтобы даже по-своему, а просто наоборот — т.е. все то, что ведет к вымиранию, любить клубы, «заработать» много денег, под словом «заработать» понимается урвать откуда-то в одночасье, косить от армии, и в особенности - «куда-нибудь уехать» - что ведет к уменьшению страны и нации.

 А глупым? Обратное, т.е. - жениться, в особенности рано, иметь много детей, и мало любовниц и случайных связей, сохранять верность, и уж совсем глупо — невинность, жить с родителями, и уж признак идиотизма — слушаться их советов, да и вообще быть натуралом  - все то, что ведет к выживанию, работать на заводе, остаться в родной стране, служить в армии.

 Нация приняла психологический императив — самоубийственный, гармоническое большинство попало под влияние субпассионариев.

 И попробуйте не следовать ему — прослывете дураком, а кому же хочется.

 И вот гармоник, которому хочется, 8 часов отработав на заводе , прийти домой и , поев женина борща, поиграть с детишками, вынужден тащиться в клуб. Там он , сжав зубы, отсидит положенное время, честно пытаясь веселиться, и с облегчением встает уже, чтоб идти, наконец, домой, и на вопрос — Ну как? , набрав воздуху в легкие, отвечает — Отлично посидели! Надеюсь, не в последний раз! ( а сам думает: хоть бы меня забыли позвать!)

наталья гончарова
Жизнь после жизни

Жизнь после жизни

 Так, черной дырой съедая все на своем пути, закончило активную жизнь первое поколение субпассионариев. Но на этом их жизнь и творчество не закончились.

 Я намеренно не  упомянула ещё об одной байке наших псевдоинтеллигентов, самой известной -

            Нам недоплачивают, нам недоплачивают!

Где-то в конце 80-ых их осенило — да ведь нам же недоплачивают! Поразительно, но это произошло, когда пошла уже Большая Нефть, и мы прочно сидели на нефтяной игле, и благоденствие( незаработанное) росло невиданными дотоле темпами. Но они, какими-то хитрыми подсчетами вывели должок, должок государства перед нами. Назывались разные цифры — 30%, 28%, даже 3% - никого не интересовало — 3% чего? - все просто ужасались — и как же нас ограбили! У интеллигенции настолько отшибло ум, что они начисто забыли, что у нас бесплатные медицина и образование, самая низкая в мире квартплата, высокие ( по сравнению с прошлым )зарплаты, не говоря уже о пенсиях.   Интересно, что и народ заразился этим, субпассионарии определяли погоду и тут, только выражалось это в пьянстве и пофигизме. Пришла Перестройка, а за ней и Ельцин, и платить им и вовсе перестали.

 Но тут подоспел Мавроди со своей пирамидой МММ. Он попал в самую точку — 500% прибыли — это то, что нас достойно — решили обскуранты — и вся страна понесла деньги в МММ. У Мавроди было около 15 миллионов вкладчиков, т.е. 15 млн семей. Если считать по 3 человека на семью, то участвовало 45 миллионов — почти треть (!) населения — у остальных денег просто не было. Это показывает число халявщиков. Конечно, не все они были обскурантами, но огромное число попалось на их удочку. Разумеется, ничего им не заплатили, но прозвище «халявщики» приклеилось намертво, и они потом устраивали демонстрации, крича — Называйте нас халявшиками, называйте как угодно, только верните нам наши деньги!, избирали Мавроди в Думу — авось вернет — не может же он обмануть — но ничего им не вернули.  И вот настали Путинские времена, все вроде бы наладилось, стали платить какие-то зарплаты, и пенсии, на которые можно стало жить — и как раз тут зазвучала  песня о «нищенских пенсиях». Многие удивляются — отчего в 90-е, когда пенсии действительно были смешными, никто не жаловался, а тут , когда они стали приличными — все-таки 40% средней зарплаты — все только и твердят о «нищенских пенсиях»?

А это стало выходить на пенсии поколение обскурантов! Все, чего бы они ни коснулись — для них недостаточно, вынь да положь!

 Примечание: Долгое время было мне непонятна мысль Белковского — что Россия сейчас обзязана «достойно» умереть, т.к. её возраст — 80 лет.  Что начало русских следует считать от Киевской Руси — с этим я согласна. Что возраст русской нации -80 лет — вопрос спорный — сколько же тогда лет евреям — а ведь они умирать совсем не собираются. И так ли уж фатальна и неизбезна схема Гумилева, ведь в данном случае «возраст» - всего лишь аналогия?  Но его вывод — что мы сейчас просто обязаны умереть — всегда казался мне психологически странным. Да подойди ты к любому — будь ему хоть 90 — и предложи умереть — Ну тебе, старик, уже за 90, так пойди домой , ляг на кровать и откажись от пищи — это твой долг — и как вы думаете, что он ответит?

 Правильно, - Иди к чёрту, полоумный, когда бог даст, тогда и помру! А тебя-то что это так волнует?

 И действительно, что это так волнует Белковского?

 А с этнологической точки зрения это становится понятно — это крик отчаяния. Вот появилось первое поколение обскурантов, ненавидящее Россию и русских — наверное, за все те претеснения, которые они испытывали на протяжении веков — ведь на Руси халявщиков, жлобов и пакостников всегда презирали  - ой, сколько они натерпелись — сначала их гноили князья, потом царь со своей палкой, и народ со своей мудростью, без труда не выловишь и рыбку из пруда, понимаешь ли, в 19 веке совсем зачморила интеллигенция, а уж что проделали большевики в 20-м — кто не работает, тот не ест, понимаешь ли...— и желающее — осознанно или неосознанно — уничтожить «эту страну», имя которой им даже противно было выговорить. И они шли от успеха к успеху, и в 90-е уже почти достигли цели — но пришел противный Путин и все испортил. Цель была  уже близка — но зубы клацнули по воздуху.

 У нас была молоденькая кошечка, она училась ловить мышей. Вот пробежала мышь. Кошка лапой сюда — мышь туда, она туда — мышь сюда, и нырнула под холодильник. Кошечка носится вокруг холодильника, слева, справа, шарит лапой — мыши нет! И она села, подняла морду, и испустила пронзительный крик -Миииииуууу! Сколько отчаяния было в этом крике!

 Так и просьба Белковского помереть — крик отчаяния. Вот Россия уже в глубокой луже и на коленях, вот уже обескровлена — а все не помирает. Вернее, вроде помирает, но как-то медленно,  не доживем до триумфа, а то, может, и вовсе отойдет. И вот он уже просит, и даже умоляет: - Ну , помри сама, ну пожалуйста, ну что, тебе жалко, что ли? Вот Ельцину было не жалко...

   А второе поколение обскурантов? Им тоже хочется внести свой вклад, тоже что-то разрушить, а вредный Путин не дает. И вот появляется поветрие - «Надо валить из Рашки!». Чувствуется та же ненависть, что и у первого поколения, но скорее напоминает месть вдогонку — не смогли уничтожить изнутри — так вот все уедем — и что ты будешь делать?

наталья гончарова
Святой Пустое Место

Святой Пустое Место

 Пассионариям он глубоко противен, гармоникам все это фиолетово, а наши субы -

  нашли своего святого. Не случайно именно в 2000-е канонизирован Николай II — человек, чьим единственным достоинством было то, что он — примерный семьянин. Человек, который ничего не желал ни слышать, ни делать, когда его страна катилась под откос, ненавидел и избавлялся от реформаторов, равнодушно смотрел, как льется кровь его народа, чье сердце ни за что не болело, и чьи последние слова перед отречением были — А может, как-нибудь рассосется?

 И действительно, кого же им назначать в святые? Подвижника? Да не дай бог. Праведника? Ещё не хватало. Мученика?  Ну вот, опять вы... А может, какого-нибудь Сатану, Злого Гения? Ну вот ещё, они же прекрасно помнят, как может построить и напрячь товарищ Сталин — Злой Гений потребует ещё больших усилий, чем Добрый.

  А вот святой Ничто, святой Пустое Место — он как раз подходит в качестве идеала, который можно навязать и другим, гармоникам, например — ведь примерный семьянин.

  Все успехи России – не благодаря Николаю, а вопреки. Вот один пример, как Николай «вел» дела Российские. В 1905 году, когда следовало открыть Думу, Николай и слышать не хотел – естественно, он же Пустое Место, внутри него – пустота.

  Тогда Великий Князь Николай Николаевич вынужден был войти к нему с револьвером и , угрожая застрелиться у него на глазах, ВЫНУДИЛ его подписать указ. Можно представить себе, что предшествовало этому демаршу – какие уговоры, убеждения, умоляния, стояния на коленях – все отскакивало , как горох, от медного лба. Это, напоминаю, в 1905 году.

Точно также и со Столыпиным – как только что-то успокоилось, он поспешил убрать Реформатора от дел.

Ну не должен в судьбоносные времена быть во главе Пустое Место, это – преступление.

наталья гончарова
Религия гармоников

Религия гармоников

И гармоники тоже как-то защищаются от всего этого разгула. Они тоже нашли (или выработали) свою религию. Я долго думала — почему сейчас так популярны Свидетели Иеговы? Да, они ведут активную проповедь, но ведь и другие тоже проповедуют, а именно у них больше всего обращенных. Потом я поняла — эта религия на уровне понимания современного обывателя, с современным мироощущением. По их религии, 144 тысячи праведников уже попали в Рай, и места там заняты. Но у нас тоже есть шанс — ведь Господь обещал нам жизнь вечную на Земле, без болезни, горя и смерти — если мы будем хорошо себя вести. Не нужно для этого ни подвига, ни жертвы, ни страдания — просто тихая, спокойная жизнь, без особых порывов и нарушения Заповедей. Бог даже не против, чтобы мы богатыми были. Такое понимание как раз попадает в резонанс с настроем современных гармоников.

наталья гончарова
Выводы

 
        Теоретическая часть
  Так в каком же месте( в каком «возрасте») Гумилевской схемы мы находимся — в надломе или обскурации? 
 Что такое обскурация по Гумилеву? Быстрая потеря пассионарности при взрывном росте субпассионариев . Именно это и произошло. С середины 19 века до середины 20 в России уровень пассионарности был необычайно высок, и сопровождался войнами, победами, поражениями, а также репрессиями и голодами.  Почти подчистую вырезано 2 поколения пассионариев.  И после этого быстро, почти мгновенно — за какие-нибудь 20 лет — 70-е и 80-е — переход к преобладанию субпассионариев. Ещё позавчера мы были героями, ещё вчера — романтиками и мечтателями, а сегодня — халявщики ( в лучшем случае юристы и менеджеры). В Перестройку это выражалось негласным девизом «Наши деды воевали, наши отцы строили, а мы должны только пожинать плоды».
Признаки обскурации : субпассионарии создают очень мощный психологический императив : Будь таким, как я!  - это есть.
  Взяточничество и коррупция достигают невообразимых величин — есть.
  Нравственность в упадке — «падение нравов» - есть.
  Промышленность и сельское хозяйство в упадке — есть.
  Наука, литература, искусство находятся в упадке — есть.
  Страна распадается на части, отделяются окраины — есть.
  Страна проигрывает войны со слабейшим противником — пока ещё нет, но вероятность велика, и это мы уже наблюдаем в футболе.
 Глубокая обскурация характеризуется сменой солдатских императоров — пока нет.
 По этим признакам, весьма похоже, что мы находимся в стадии начальной обскурации.
 Показателем этого может служить большое количество защитников «невинных Pussy Riot». Обскуранты действительно не понимают – а что они такое сделали? -  и борются за свою, обскурантскую справедливость. Сравнить это можно с тем, как в Риме встречали Нерона, только что убившего свою мать. А он ещё боялся ехать – да его въезд напоминал триумф.
«Вышедшие навстречу трибы и сенаторов в праздничных одеяниях, расставленные по полу и возрасту ряды матрон и детей, сооруженные по пути его следования ступенчатые трибуны, с каких зрители смотрят на триумфальные шествия.» Тацит, Анналы, книга XIV.  Те тоже не понимали – а что он такого сделал?
 

наталья гончарова
как подсчитать число обскурантов

Дело «Пусек»

Любопытно было бы подсчитать процент обскурантов (субпассионариев) у нас сейчас – именно подсчитать, математически. Глядя на запредельное количество алкашей и наркоманов, бездельников и сутенеров, и даже – дело до сих пор неслыханное – матерей, бросающих и убивающих своих детей, мы все чувствуем, что он должен быть очень большим, но вот – каким? И тут – не было счастья, да несчастье помогло -  подоспели бесноватые шлюшки с отвратительным именем, «расколовшие общество». Вот и показатель, хоть какой-то. Обскуранты, люди, стремящиеся только разрушать, разрушать и разрушать – за них, «те, кто за Россию – против» (слова Гейдара Джемаля), остальные – не в счет.

Вот данные опроса Гайдпарка , вкратце и приблизительно: около 3500 – за оправдательный приговор, около 2500 – за обвинительный, сколько-то – в промежутке. Т.е., предварительно – число обскурантов в 1,3 раза больше тех, у кого здоровое сознание и при этом их интересует не только побелка потолка и цены на картофель, т.е. обладающих некоторой пассионарностью.

Я понимаю, что данные и приблизительны, и вообще могут быть поддельными – но с чего-то надо начинать и на что-то опираться. Может, у вас есть какие-нибудь данные?  

А вот ещё один опрос:

Как вы относитесь к уничтожению Поклонных Крестов?

  • 80 - 5%

Ваш Вариант Ответа

  • 238 - 16%

Отношусь отрицательно

  • 154 - 10%

Никак не отношусь

  • 275 - 18%

Отношусь позитивно

  • 540 - 36%

Отношусь как к вызову гражданам,верующим и государству Россия

  • 111 - 7%

Осуждаю

  • 35 - 2%

Затрудняюсь с ответом

  • 66 - 4%

Это зловещий оскал фашизма

Всего голосов: 1499

Иными словами – 28% относятся хорошо и нормально. Вот обскуранты, и число их огромно.

наталья гончарова
Второе поколение обскурантов

Второе поколение обскурантов

От Супержлоба к Сатане

Таким, образом, сейчас мы переживаем второе поколение обскурантов, и оно продлится лет 30 – нулевые, десятые и двадцатые. Мы видим, что если знаменем первого поколения обскурантов стал Супержлоб Преображенский, то знаменем второго -  группа «Пусек», хотят они того или нет, и настоящим объектом их поклонения – Сатана.

            Весело было прыгать в алтаре, задирая ноги с дырьями на причинных местах на иконы – Ах, «девчушки- озорницы», как назвал их один правозащитник,

Но ехать ночью на перекресток трех дорог, где издревле хоронили мертвых и ставили кресты для разделения двух миров, и спиливать эти кресты, приглашая мертвых в наш мир ( или изгоняя нас в мир мертвых?) – это уже как-то жутко, уж слишком напоминает сатанинский ритуал. Тем не менее 18% опрошенных приветствуют этот ритуал, т.е. являются СОЗНАТЕЛЬНЫМИ обскурантами, готовыми идти до сатанизма, а ещё 10 будут с одобрением наблюдать.

(Любопытно заметить, что именно те, кто восхищался профессором Преображенским, сейчас с бешеным рвением защищают «Пусси Райот» - чувствуют свое духовное родство).

наталья гончарова
Тест на пассионарность

 
Тест на пассионарность
 
Люди мало пассионарные не опознают пассионарность никогда, считая её глупостью, обскуранты же ненавидят её люто. Отсюда ненависть нашей "интеллигенции" ко всему советскому - представьте себе, каково слышать обскуранту, которого интересует только поесьть и выпить, и что-нибудь разрушить, все эти
"Орлята учатся летать"
"Не позволяй душе лениться"
" Жила бы страна родная,
И нету других забот"
"Если б были все как вы , ротозеи,
Что б осталось от Москвы, от Рассеи?"
"Всегда есть место подвигу"
"И как один, умрем в борьбе за это"
"Гори всегда, гори везде - вот лозунг мой - и Солнца"
"Если вдруг над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнем -
Вы нам только шепните -
Мы на помощь придем"
"Ты слышишь, товарищ, война началася,
Бросай своё дело, в поход собирайся"
"Сгорел на работе"
и так далее, и так далее.
Если вы сейчас почувствовали раздражение - вы обскурант. Если тоску по подвигу - в вас есть какая-то пассионарность. ( Предлагаю опросец на тему - что вы почувствовали?) Вот вам и первый тест, а то мы жалуемся, что нет критериев.
Убеждена, что число почувствовавших раздражение будет в 1,3 раза больше. Даже в предыдущих постах иронизирующих больше.
Оружие обскурантов - иронизирование и утробная ненависть ко всему пассионарному.
а гармоники, я убеждена, думали примерно так: Карл Маркс - что за пассионарий? - да обычный писака - сидит себе всю жизнь за письменным столом, и пишет, пишет... И я так могу, просто у меня есть дела поважнее.
А соседи Ленина по Женевскому дому рассуждали: Какой такой пассионарий? Да такой же, как все. Ну, письма все посылает, и я тоже переписываюсь со своей кузиной. Ну, собрания какие-то, так и мы собираемся в пивной каждую субботу - никакой разницы.

Странник27
Вот только теория Гумилева

Вот только теория Гумилева учеными до сих пор не признана и расценивается больше, как литература, чем наука. Чтобы далеко не ходить: в мире есть народы с возрастом более 5 тысяч лет: баски, армяне, евреи, китайцы и некоторые другие. Почему эти народы не исчезли по теории Гумилева? Китайцы не просто не исчезли, а вообще теперь самый многочисленный народ.